Хотите чтобы ваши рендеры были притягательными? Чтобы от них не хотелось
отводить взгляд? Обязательно прочтите эту статью с советами от
профессионального художника. Лаконично, наглядно, интересно, с массой
иллюстраций о композиции, расположении элементов, цветах и многом
другом.

 

Автор : Johannes Vloothuis

Эта серия правил (я предпочитаю слово "советов") собрана для того,
чтобы помочь вам научиться правильно составлять композицию пейзажа.
Здесь содержатся основные , встречающиеся в большинстве книг,
плюс некоторые собственные идеи. Однако, хочу предупредить: не
позволяйте правилам препятствовать вашей работе и собственным поискам.
Они должны лишь помогать в тот момент, когда вы в сомнениях и не
знаете, как лучше расположить тот или иной элемент на картине. Правила
существуют, как известно, для того, чтобы их нарушать, правда... когда
вы знаете, что именно нарушаете и почему так будет лучше. А потому
наберитесь терпения – впереди длинная дорога.

 

I. Основные советы.


land 01 Правила композиции пейзажа masterklass


Рис 1.


1. Посмотрите на картину. В пейзаже должен быть центр интереса –
особенная, красивая и заметная часть картины. Он может быть выделен с
помощью цвета и контраста. Эта часть должна выглядеть особенно и
значимо. Окружающая область – быть чуть менее заметной. Необходимо
помнить, что центр интереса:

• Должен отличаться сильным цветом (это не значит ярким) и если возможно большим разнообразием красок.

• Выделятся некоторым контрастом света.

• Предпочтительно, чтобы он занимал большую часть картины и находился на переднем плане (однако это всё необязательно).

• Строения, и люди будут привлекать внимание. Они легко переходят в центр интереса, как главные действующие лица.

• Окружающие элементы и фон должны вести взгляд зрителя к центру интереса. Смотрите рис 1. и 2.

• Центр интереса не должен быть в центре картины. Также он не должен занимать половину холста. Лучше всего пропорция 1/3.

• Область, выбранная вами как центр интереса, не должна быть изолирована от остальной части изображения.

• Правильно построенный центр должен привлечь и удержать взгляд зрителя.

land 02 Правила композиции пейзажа masterklass


Рис 2. Бревна расположены на картине как указатели, в область выбранную художником.


land 03 Правила композиции пейзажа masterklass


Рис 3. Берег подводит взгляд к мосту, который и становится центром интереса.

2. Возможно, что вам захочется включить в картину второй центр
интереса. Это непростительно новичку и непрофессионалу. Есть риск
конкуренции и, как следствие, неудачной композиции.

land 04 Правила композиции пейзажа masterklass


Рис 4. На этой картине нет необходимости в цветах
на переднем плане, однако художник добавил второй центр интереса и
вполне удачно.

3. Не выталкивайте зрителя из картины! Этого можно избежать, если не
подводить элементы к краю и за пределы картины, особенно деревья,
дороги и реки. Вы можете добавлять "остановки", чтобы избежать выхода
за пределы. Это правило очень практично, животные и люди должны
оставаться в композиции.

land 05 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 5. Обратите внимание на крайнюю справа лошадь. Художник для
остановки использовал цвет. Если вы прищурите глаза, то заметите, что
лошадь сливается с деревьями, но вот если бы она была светлой, то
взгляд ушел бы к самому краю картины.

land 05a Правила композиции пейзажа masterklass

land 05b Правила композиции пейзажа masterklass

land 05c Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 5а. Посмотрите на первый рисунок – бревно указывает прямой линией к
краю. На следующем рисунке были добавлены ветки, для сглаживания прямой
линии и ветка же использована в качестве остановки. А можно, как в
последнем изображении, убрать бревно полностью, и тогда зритель
последует взглядом за линией берега.

 

4. Реки, потоки, дороги и т.д. вносят в картину движение. Прямых линий
следует избегать – по ним взгляд скользит слишком быстро. Позвольте
зрителю неторопливо прогуляться по вашему пейзажу.

land 06 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 6. Этот поток не очень удачной формы движения.

land 07 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 7. Путь движения взгляда – плавная кривая. По ней можно проплыть...

land 08 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 8. Неверно. Путь – прямая. Слишком быстро и резко.

land 09 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 9. Так намного лучше.

5. Логика неприменима к искусству. Все определяется визуальным
влиянием. Солнечный свет может появиться на траве, даже если это
дождливый день. Линейная и атмосферная перспективы могут быть искажены,
если того требует ситуация. Тени могут быть больше, чем им положено...
В общем, чувствуйте себя свободно, вы - художник :-)

land 10 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 10. По наклону деревьев видно, что ветер дует справа налево, однако дождь льет в противоположном направлении.

6. Собирайте важные предметы в пределах центра интереса. Не
разбрасывайте их по композиции, иначе они станут перетягивать внимание
друг с друга.

land 11 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 11. Все люди собраны в центре интереса, в правой части картины.

land 12 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 12. Лошадь расположена неверно. Было бы лучше расположить её неподалеку от скамейки.

7. Позвольте зрителю поучаствовать в картине. Оставьте место для размышления и воображения. Дайте место небольшой тайне.

land 13 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 13. Что за поворотом? Может быть озеро? Или город? Художник оставил это на нашу фантазию.

8. Глубина. Художники ограничены созданием иллюзии трехмерного
изображения на двухмерной плоскости. Однако картины выглядят как
настоящие. Иногда я слышал, как люди, видевшие мои работы, спрашивали :
"Это что фотография?" Но в моей работе не было ничего настоящего,
только представление действительности. Вот несколько советов для
создания иллюзии глубины:

• Располагайте объекты так, чтобы они перекрывали друг друга.

• Цвета расположенные вдали на заднем фоне обычно холоднее и убывают в
цвете. Чем ближе расположены предметы тем теплее и насыщеннее выглядят
цвета. На самом деле не всё так просто. Когда мы смотрим на дерево на
расстоянии 100 ярдов, то цвет ещё остается теплым. Смещение цвета будет
очень незначительным по сравнению с тем деревом, что стоит рядом с
вами. Тем не менее, даже если вы немного добавите лилового или синего в
цвет листвы, то вытолкнете эти деревья на задний план.

• Небольшие и не очень четкие предметы на расстоянии от переднего плана.

• Создайте как минимум три плоскости. Обычно это передний план, средний и фон.

• Смягчайте текстуру на объектах заднего плана. Посмотрите на рис 13.
здесь чувство расстояния передано хорошо. Деревья расположены впереди
гор, интенсивность желтого цвета в световых пятнах больше вблизи, к
дальней части становиться холоднее и светлее. Тени на дальней горе -
светлее и отличаются оттенком от тех, что в середине. Картина также
разделена на три части.

land 14 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 14. Вы можете добавить и больше плоскостей, которые усилят чувство расстояния, если передний план чуть темноват.

land 15 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 15. Туман – отличное средство для создания глубины.

9. Сохраняйте контраст для центра интереса, чтобы области вокруг не
конкурировали за внимание. Самые светлые и темные тона возле центра
интереса, вокруг – средние величины цвета и света.

land 16 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 16. Неверный контраст. Дерево слева конкурирует за внимание.

land 17 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 17. Лучше - контраст был уменьшен и теперь сфокусироваться легче.

land 18 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 18. Темная одежда на человеке выводит его из поля зрения, а дверь
на теневой стороне дома хоть и темная, но окружена средними величинами
цвета и света, и увлекает взгляд зрителя в неправильную область.
Обдумывайте направление света изначально.

10. Ваша картина не будет выглядеть перегруженной, если вы включите в
композицию некоторую "зону отдыха", желательно перед центром интереса.

land 19 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 19. Вы можете видеть до деревьев некоторое пространство просто
чистого снега – хорошая передышка для взгляда и выделение центра
интереса.

11. Если возможно, включите в картину и горизонтальные, и вертикальные
и диагональные линии. Эти линии не должны присутствовать в чистом виде,
но следует придавать с их помощью направление движения. Диагональные
предпочтительны потому, что они не идут параллельно рамке картины и
дают глубину.

land 20 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 20. Там, где озеро достигает земли у нас есть горизонтальная линия,
сосна дает вертикаль, а трава по берегу – диагональ. Линия дерева
разбивает пересечение горизонтали и диагонали, иначе бы получился
ровный синий треугольник.

12. Когда вы изображаете движущиеся объекты, часто необходимо передать динамику через окружающие объекты.

land 21 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 21. Художник изобразил движение лошадей. Чувство движения было
передано через пыль. Также ни одна из лошадей не висит в воздухе –
такое может быть на фотографии, но не должно изображаться на картине.
То же самое с фотографией водопада: может застыть на снимке и
иметь четкие контуры, однако на картине её так рисовать нельзя.
Смазанное изображение воды даст чувство движения и динамики.

13. Наиболее привычное для взгляда движение слева направо. Не забывайте
об этом, когда будете искать путь для движения взгляда вдоль реки или
дороги.

land 21a Правила композиции пейзажа masterklass
14. Также как и при чтении книги ещё одно привычное направление - сверху вниз.

land 21b Правила композиции пейзажа masterklass

II. Распространенные ошибки.


15. Не начинайте движение с угла!

land 22 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 22. Пример плохого направления. Река начинается из левого нижнего угла.

land 23 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 23. Расширив устье реки, мы решили проблему.

16. Избегайте повторений линий, форм и размеров. Это создает противоречия и рассеивает внимание.

land 24 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 24. Две одинаковые березы. Одну из них стоило бы изогнуть по – другому и сделать их разной толщины.

land 25 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 25. Две лошади одинакового размера, в одинаковых позах.

17. Избегайте группировать людей или животных в одинаковых количествах.
Если хотите изобразить пару, то внесите разницу в размеры и движения.

land 27 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 26. Неверное изображение. Олени одинаковы в движениях и размерах. Так они конкурируют за внимание.

land 26 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 27. Так лучше. Олень справа другого размера и в другой позе.

land 28 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 28. Третий олень также добавил разнообразия.

18. Не сгибайте линии на ваших картинах наружу, лучше направляйте их
внутрь. Также не рисуйте горизонтальных и вертикальных линий
параллельных рамке картины.

land 29 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 29. Неправильно. Телефонный столб наклонен неверно.

land 30 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 30. Также неудачный вариант – столб направлен параллельно рамке картины.

land 31 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 31. Так намного лучше. Направление движения теперь внутрь картины и удерживает взгляд.

19. Избегайте длинных прямых линий. Маскируйте их или слегка искривляйте.

land 32 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 32. Прямые линии скрыты или сглажены цветами. Каменная стена слегка искривлена.

land 33 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 33. Крыши домов, выложенные черепицей, обычно изогнуты. Они слегка искривляются с течением времени.

20. Не используйте чистых геометрических форм таких, как квадраты
(окна, двери), треугольники (деревья), овалы или круги. Даже, если они
являются такими по происхождению. Например, когда рисуете окно,
разделите форму веткой дерева или цветочным горшком.

land 34 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 34. Тень на переднем плане – треугольной формы.

land 35 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 35. Так лучше. Теперь форма тени разделена и выглядит естественно.

21. Никогда не делите картину на равные части. Линия горизонта не
должна проходить через середину. Это делает картину искусственной.

land 36 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 36. Линия горизонта проходит посередине.

land 37 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 37. Лучше. Теперь часть неба срезана и части находятся в пропорции 1/3.

22. Избегайте соприкосновения граней.

land 38 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 38. Неверно. Шляпа ковбоя соприкасается с вершиной холма.

land 39 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 39. Теперь всё на своих местах.

land 40 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 40. Неправильно. Верхушка сосны касается верха холста. Мы здесь не
можем больше добавлять. Значит придется обрубать часть дерева!

23. Пересечение форм нежелательно. "X" – подсознательный знак запрета.

land 41 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 41.

 

24. Не закрывайте зрителю вход. Приглашайте его.

land 42 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 42. Неверно. Художник закрыл дверь, и невербально, для нас, это означает закрытую территорию, запрет.

land 43 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 43. А вот эта выглядит доброжелательно. Чувствуете приглашение войти?


Совет: когда вы изображаете неосвещенную область, не используйте черный цвет. Цвет абсолютной темноты - пурпурный.

III. Советы по улучшению изображения.


25. Нет необходимости изображать каждый кирпич, камушек, доску и т.д.,
если только вы не рисуете сверхреалистичную картину. Лучше использовать
некоторые приемы импрессионизма, ведь самое важное – выразить идею,
передать значение.

land 44 Правила композиции пейзажа masterklass


Рис 44. Крыша не детализирована, но текстура легко угадывается.

26. Затемняйте и сглаживайте углы картины.

land 45 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 45. Оба нижних угла – затемнены, таким образом сглаживается рамка картины.

27. Не изображайте тень сплошной, лучше добавьте немного световых пятен. Картина станет намного приятней.

land 46 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 46.

28. Животных лучше всего никогда не ставить на картине боком, т.к.
исчезает ощущение трехмерного пространства – получается плоская
картинка. Здесь предпочтительнее пропорция ¾.

land 47 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 47. Неправильно.

land 48a Правила композиции пейзажа masterklass

land 48b Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 48a. и 48b. Значительно лучше.

29. Строения и другие предметы созданные человеком выглядят интересней,
если вы добавите в их текстуру трещины, неравномерности и т.д. Пусть
они расскажут свою историю.

Совет: изображайте текстуру только на ближних объектах – на большом расстоянии текстура смазывается и исчезает.

land 49 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 49. Художник наносил краски сухой кистью, чтобы здание выглядело старым.

30. Добавьте в ваши картины драматичности. Закатное небо с яркими
оранжевыми цветами смотрится намного интереснее, чем обычное
полуденное. Можете добавить дождь, мокрые улицы, ветер и т.д. Всё это
сделает картину интереснее.

land 50 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 50. Такая простая композиция выглядит загадочно из – за дождя и солнца, выглядывающего из облаков.

31. Если вы не преследуете создание сверхреалистичной картины, то
изображайте предметы немного смазано, будто смотрите на мир из – под
полуопущенных век.

land 51 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 51. Конечно в жизни всё выглядит более детально, но художник
изобразил только наиболее существенные элементы, а остальное упростил.

32. Мягкие грани и края на фоне улучшат ощущение расстояния. Оставьте четкость на переднем плане, в пределах центра интереса.

land 52 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 52. Деревья на заднем плане были нарисованы размыто, а дерево
переднего плана – четко. Это усилило ощущение глубины и сфокусировало
взгляд.

33. Не делайте резких границ между двумя областями на картине.

land 53 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 53. Освещенная часть травы внезапно прекращается, когда достигает куста.

land 54 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 54. Лучше.



 

34. Вносите разнообразие в формы. Если у вас на картине есть круглые деревья, не делайте круглыми и облака.

 

35. Баланс также очень важен. Не должно быть значительного смещения
массы на одной из сторон – слева, справа, вверху или внизу.
Представьте, что у рисунка есть вес и он может накрениться.

land 55 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 55. Неправильно. Есть явное смещение тяжести с правой стороны картины, в левой же части – пусто.

land 56 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 56. Так лучше. Теперь дерево слева добавляет равновесия.

36. Мазки кисти должны быть направлены к центру интереса.

IV. Некоторые советы по цветовой гамме.


Цветная палитра похожа на ноты для музыканта. Цвета должны быть гармоничны.

37. Позвольте цветам смешиваться, внося разнообразие. Избегайте использования более трех цветов в одной области.

land 57 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 57. Понаблюдайте за изменениями цвета в тени каменной стены. Художник изменял насыщенность цветов и смешивал их между собой.

land 58 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 58. Голубой цвет в этой картине есть только на двери. Это автоматически привлекает внимание.

 

Совет: я не буду слишком углубляться в гармонию цвета, это тема для
отдельной книги. Если вы возьметесь за изучение этого предмета
серьезно, то стоит изучить различные книги и источники.

Я лично предпочитаю разнообразные цвета и оттенки, избегая черного. Чем
больше цветов вы смешиваете, тем грязнее становится оттенок. Это
происходит при смешении более, чем трех цветов вместе. Изменяйте
оттенок цвета, чтобы избежать монотонности. Также с помощью цвета легко
выделить центр интереса.

Большинство людей предпочитают теплые цвета. И помните, что в вашей
картине должен преобладать один цвет и температура. Рисуйте центр
интереса чуть более насыщенным цветом, чем окружающие области. Не
повторяйте на фоне цветов, которые были использованы для переднего
плана, однако для баланса цвета используйте оттенки одного цвета в
разных частях картины.(смотри рис. 57 )

Можно использовать разницу между температурой цвета для создания
контраста и глубины. Посмотрите на рис. 61. Холодные цвета кажутся
дальше, теплые – ближе.

land 59 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 59. На этой картине цвета негармоничны. Горы отрезаны от картины,
как отдельная часть потому, что сине - фиолетовый оттенок появляется
только на заднем плане.

land 60 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 60. Здесь художник поступил мудро, добавив синий оттенок в лужи, а
зеленый к подножию гор. Обратите внимание на большое кол - во различных
оттенков зеленого цвета.

Если ваша живопись преимущественно зеленых оттенков, то небо лучше
делать не чистого синего цвета, а голубовато – зеленым. Также можно
добавлять оттенки голубого в листву потому, что поверхность многих
листьев (особенно мокрых) слегка отражает цвет неба.

Не стоит использовать чистые цвета – это выглядит неестественно.
Особенно если используете белую краску, то добавьте в неё чуть – чуть
желтого или оранжевого. Поэтому многие производители акварельной бумаги
подкрашивают её слегка оранжевым цветом, чтобы чистые области холста не
резали глаз.

land 61 Правила композиции пейзажа masterklass Рис 61. Посмотрите – зеленый цвет добавлен к стене дома, это позволяет
избежать отрыва от остального изображения и выглядит, как свет,
отраженный от листвы.

land 62 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 62. Пурпурный и желто – коричневый цвета на этой картине создают
разрыв и глубину. Ближняя скала теплее цветами, чем дальняя.

38. Нужно использовать разницу между темными и светлыми насыщенными областями для создания нужного освещения.

land 63 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 63. Пример мастерского использования цвета и насыщенности. Контраст с темными областями создает иллюзию света.

39. Когда вы рисуете картину, используйте всего несколько величин
освещенности. В жизни из – за особенностей отражения и преломления
света получаются миллионы градаций, которые очень сложно воспроизвести.

Возможно вам придется сделать тень темнее, чем на самом деле.
Используйте контраст между светлыми и темными областями для лучшего
восприятия.

land 64 Правила композиции пейзажа masterklass

Рис 64. Использования от 6 до 10 величин градации света вполне достаточно для большинства картин.

40. И не забывайте, что природа – наш учитель. Тем не менее, иногда не
стоит изображать всё именно так, как оно есть на самом деле. Некоторые
деревья могут быть круглой или треугольной формы, и если вы их так
изобразите, то это будет выглядеть непрофессионально. Также в жизни
бывают монотонные цвета или, например, два дерева одинаковой выстоы.

Картины в природе огромны, и мы должны привлекательно выразить какую –
то небольшую часть в маленьком плоском эквиваленте. В этом плане
художник несколько ограничен.

И, в заключение, хочу сказать ещё одну важную вещь. Мне кажется талант
– это не самое важное для художника. По крайней мере, не так важно, как
усердие, упорство и трудолюбие. Истину приходится изнурительно искать.

Талант только подсказывает нам что правильно, а что – нет. А вот опыт исправляет ошибки.

 

Напишите свои комментарии о статье.

Нам важно Ваше мнение.


 

  • Ser-grey

    Спасибо за статью теперь многое стало ясно, почему одни фотки классные, а другие нет.

  • Exoveil

    Очень признательна за статью, мозг жадно впитал) Теперь “проколов” на практике должно быть по минимуму. Творческих всем успехов ;)

  • cheswik

    отличный сайт и статья открываю для сего много нового спасибо

    • http://mediasapiens.tv Firesprite

      ничего себе, все людям!

  • shumakher

    Интересная статья, спасибо.