Немецкий археолог-любитель утверждает, что нашел под землей две
тонны драгоценных металлов, которые могли быть частью похищенной
нацистами Янтарной комнаты.  


Янтарная комната на протяжении почти
трех столетий является своеобразным символом российско-германских
отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена
России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну,
возрождена российскими мастерами.
">
">

">

">
">

">

История создания Янтарной комнаты
">
">

">

">
">

">

Автором
первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с
1699 года занимавший должность главного архитектора прусского
королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца
в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда
прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального
замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили
три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.
">
">

">

">
">

">

Для
работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного
мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь
наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным
архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с
янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре
Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в
замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со
смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет
оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз.
Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы
слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор
во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.
">
">

">

">
">

">

Янтарная комната в России
">
">

">

">
">

">

В
1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка
преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в
придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому
королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В
Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через
Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз
принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила
документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым
согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но
факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был
установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в
людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая
на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать
янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей
официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор
Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей
зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил
Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.
">
">

">

">
">

">

Комната
была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря
разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская
мозаика.
">
">

">

">
">

">

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора
нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму
янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная
таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных
приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную
комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.
">
">

">

">
">

">

Свой
окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда
согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые
изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз.
Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.
">
">

">

">
">

">

Во время
Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в
тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей.
Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки
не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные
панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка
и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении
немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945
года вывезена в неизвестном направлении.
">
">

">

">
">

">

Восстановление Янтарной комнаты
">
">

">

">
">

">

В
конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить
Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по
восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены
примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил
работами Александр Журавлев.
">
">

">

">
">

">

За это время федеральный бюджет
смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл.,
причем деньги поступали весьма нерегулярно.
">
">

">

">
">

">

6 сентября 1999 года
в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и
германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на
восстановление Янтарной комнаты.
">
">

">

">
">

">

29 апреля 2000 года в
Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ
Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент
подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты,
обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание",
одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и
янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и
занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.
">
">

">

">
">

">

В
1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса,
которому передал ее на временное хранение немецкий офицер,
участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус
попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали
за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель,
передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее
музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две
одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня,
другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑
найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь
незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной
мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских
мозаичников XVIII века.
">
">

">

">
">

">

В феврале 2002 года в Царском Селе был
завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском
дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене
парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из
цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике
флорентийской мозаики.
">
">

">

">
">

">

К 13 мая 2003 года работы по
восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены
и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским
экспертным советом с оценкой "отлично".
">
">

">

">
">

">

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.
">
">

">

">
">

">

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.
">
">

">

">
">

">

Официальное открытие
">
">

">

">
">

">

Янтарной
комнаты состоялось 31 мая 2003 года , в заключительный день основных
торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский
дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии
Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в
юбилейном Петребурге.
">
">

">

">
">

">

3 июня 2003 года в Екатерининский дворец пришли все желающие.
">
">

">

">
">

">

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.
">
">

">

">
">

">

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:
">
">

">

">
">

">

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";
">
">

">

">
">

">

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%
">
">

">

">
">

">


для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из
Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов
янтаря;
">
">

">

">
">

">

‑ самый большой самородок, использованный в работе,
весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу
долларов.
">
">

"> 

 

rian.ru