Сегодня 80 лет народному артисту СССР Вячеславу Тихонову.
23
февраля Штирлиц надел свою старую буденовку, взял в руки красное знамя
и, распевая революционные песни, пошел к рейхсканцелярии. В этот день
он как никогда был близок к провалу.
Число анекдотов про Штирлица можно сравнить только с числом анекдотов про Чапаева.


">
">

">

Любимый
народный герой с лицом и повадками артиста Вячеслава Тихонова оказался
до такой степени пригоден к строевой службе в киноискусстве, какую
нельзя было и вообразить в те времена, когда маленькая женщина с
большим талантом и огромной волей - Татьяна Лиознова - взялась за
первый в отечестве многосерийный фильм ''Семнадцать мгновений весны''.
Она взялась - и полковник Исаев предстал перед нами во всей красе.
Между прочим, у Даля нет слова ''красота'' - только ''краса''.
Что
есть краса? Что есть мужская краса? Соразмерность черт? Общая
складность? Особый свет, бьющий из глаз? Или просвечивающая сквозь
внешнюю внутренняя гармония?
Все это и есть Вячеслав Тихонов.
Пригожий, видный, взрачный человек - по Далю.
Удачник, счастливчик, баловень судьбы - по легенде.
* * *
Он
жил в Павловском Посаде, и родители прочили его в техники или в
сельхозработники, не желая, чтобы он сделался актером. А он им сделался.
Он не прошел во ВГИК и горько плакал. Но в институте оказалась нехватка мужчин, и его взяли.
Его
полюбила самая интересная актриса кино - Нонна Мордюкова, а он полюбил
ее, и они поженились. Но уже после того, как они разошлись, их сын
Владимир погиб от наркотиков.
Руководитель ''Мосфильма'' Иван
Пырьев был решительно против работы Тихонова на ''Мосфильме'': тонкий
облик молодого человека виделся ему отчего-то армянским или
азербайджанским, но никак не русским. Зато его взяли на студию имени
Горького.
Режиссер Станислав Ростоцкий, увидев его впервые на
репетиции спектакля в Театре киноактера, закричал: ''Я сделаю из него
Жерара Филипа!'' Какой Жерар Филип, когда на роль простого паренька в
фильме ''Дело было в Пенькове'' его не утвердили. Но Ростоцкий начал
его снимать вопреки воле худсовета.
Он хотел сыграть Болконского
в ''Войне и мире''. Однако Сергей Бондарчук пробовал других актеров:
Иннокентия Смоктуновского, Олега Стриженова. И лишь когда министр
культуры Екатерина Фурцева, которой нравился Тихонов, предложила
постановщику попробовать его, он стал Болконским.
Его не взяли в
картину ''Мертвый сезон'', а взяли Донатаса Баниониса. Утешило участие
в замечательном фильме ''Доживем до понедельника'' того же Ростоцкого.
* * *
Исполненная
драматизма судьба сокрыта от посторонних глаз благородством поведения,
интеллигентностью, деликатностью и достоинством. Актер и человек в нем
едины. Ему не идут роли, где лихие стрелялки. Ему идут такие, где
интеллект и глубина чувств. Откуда взялось то, что поражало в князе
Болконском: порода, сдержанность, ум? Как ему удалось сохранить
напряжение всех серий ''Семнадцати мгновений весны'', где основное - не
действие, а зоны молчания? Так, как молчал артист Тихонов, не молчал на
экране, кажется, никто. Врожденные свойства Тихонова просвечивают
сквозь каждый сыгранный им образ, а было их полста - и ни одного
проходного. Он предпочитает не участвовать, нежели участвовать в
заведомом, на его вкус, барахле.
Как полковник Исаев сохранял себя среди чужих, так сохраняет себя воплотивший его актер среди чуждых.
Сегодня
он проводит свои дни в загородном доме, в одиночестве, не принимая
корреспондентов и почти не снимаясь. При этом последняя по счету его
работа в фильме Эльдара Рязанова ''Андерсен. Жизнь без любви'' так же
серьезна и честна, что и предыдущие. Ему неинтересны суета и тусовки.
Он самодостаточен как личность. Он может выбирать - образ жизни,
сценарии, вид за окном. Он живет, а не доживает, ибо его жизнь, как
всегда, наполнена чистым содержанием.
И когда нужный ему
режиссер позовет в нужное ему кино, лауреат Ленинской и Государственных
премий, народный артист СССР встанет под свет софитов и под команду
''Мотор!'' вступит в нужную ему съемку с той же самоотдачей и тем же
артистическим блеском, что и обычно.

 

Ольга КУЧКИНА

 

Комсомольская правда