Ветер перемен в знаменитом музее изобразительных искусств имени
Пушкина. Впервые за всю его вековую историю там готовятся к полной
смене экспозиции. 

Еe значительно расширят за счет открытия дополнительных залов и
обновят. Порадовать настоящих ценителей живописи есть чем: за 100 лет в
хранилищах скопилось немало уникальных произведений искусства.

Репортаж Анны Нельсон.

Оказаться в Пушкинском - значит побывать на кухне большой истории про
то, как музей вершил свою революцию. Как итальянские мадонны на полу
ожидали своего места прописки; как под стекло новых витрин на долгие
годы вперед запирали экспонаты; и как директор музея Ирина Антонова
своей знаменитой стремительной походкой проносилась мимо всего этого
хаоса.

Полной смены экспозиций Пушкинский не переживал со
времен своего основания. Без малого 100 лет назад он был открыт по
инициативе Ивана Цветаева как образовательный музей при Московском
университете. Его богатство составляли тогда слепки с шедевров мирового
искусства. После Второй Мировой на его фронтоне появились портреты
Ленина и Сталина. А в запасниках - полотна импрессионистов, выжившие во
время эвакуации, и ценности, вывезенные из Германии. Вот они, эти
запасники, сегодня, куда посторонним обычно вход строго воспрещен, уж
тем более телекамерам. Оказалось, что с годами эти закрытые комнаты
обросли сокровищами настолько, что Пушкинский мог бы уже давно
составить конкуренцию ведущим музеям мира.

Вадим Садков,
заведующий отделом искусства стран Европы и Америки ГМИИ имени Пушкина:
"Лувр в Париже, Прадо в Мадриде, старая Пинакотека в Мюнхене или,
наконец, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, мы видим огромные пространства,
насыщенные большим числом художников, которые в нашем музее находятся в
запасниках".

Из запасников достали то, чего современники не
видели никогда. Например, Рембрандт и его школа заняли теперь целый
зал. Равно как и французы, немцы и итальянцы разных эпох. Каждому
времени и стране подбирали определенные цвета стен: тот, что подойдет
"Девочке на шаре" Пикассо, не подойдет древнему золоту, найденному в
Трое археологом Шлиманом. Большой передел коснулся всего, не тронули
лишь прародителей музейной коллекции - слепки.

Раньше
подлинники приходилось демонстрировать рядом со слепками, публика часто
путалась и не понимала разницы. Теперь подлинный "древний мир" переехал
в отдельное крыло музея. Но слепки так и останутся жить на своих
местах. Ведь многие из них, о чем посетители порой даже не
догадываются, имеют огромную ценность. Просто сегодня уже нет их
оригиналов.

Не бывать этой революции сегодня, если бы не Ирина
Антонова. 46 лет подряд она возглавляла как Папа римский свой Ватикан
изящных искусств. Ровно столько же вела настоящую борьбу за каждый
новый метр музейной площади. Теперь Пушкинский . не 1, а сразу 3 здания
на Волхонке. Только поэтому и получилось открыть закрома.

Ирина
Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина: "Вы знаете что, я просто думаю,
что так сложилась моя жизнь, я сама ведь так не ожидала. Вот так
получилось, что 1 муж, 1 музей, 1 место работы на всю жизнь, да?
Возможно, это сэкономило мне какие-то внутренние силы. Вот это
однолюбство в таком широком масштабе".

К тем же, кто отвечает
ей взаимностью, теперь, кажется, присоединились и произведения
искусства, вызволенные из плена темных запасников. 

 

 

 

Первый канал