3 ноября, 40 лет назад было построено первое здание комплекса. Сейчас это целый город - крупнейший в Европе вещательный центр.

В знаменитых останкинских коридорах-лабиринтах теряются даже сотрудники.

Репортаж Анны Нельсон.

Многие думают, что все центральное телевидение сидит в прямо
останкинской башне. На самом деле башня - это антенна, а сотрудники
телевидения располагаются в двух огромных зданиях неподалеку.

Михаил Шубин, генеральный директор ФГУП "ТТЦ "Останкино": "Человек,
который попадает на работу в "Останкино" - не важно в телекомпанию ли и
т.д., не важно в какой позиции творческой или
техническо-организационной, совершенно неизбежно связывает всю свою
оставшуюся жизнь - о чем говорит статистика - с телевидением".

Эту статистика - одна из загадок "Останкино". Зато легко объяснить,
почему советский телецентр так и не стал самым большим в мире. Когда
Никите Хрущеву принесли проект первого останкинского сооружения высотой
в 26 этажей, он легкой рукой перечеркнул половину - мол, все итак
поместятся, - не подозревая, что телевидение - это еще и студии, и море
аппаратуры. Архитектору ничего не оставалось, как обреченно снять шляпу
и заложить ее под первый камень телецентра. На память. Впрочем, память
осталась и под вторым останкинским домом. Его так торопились построить
к Олимпиаде, что в котловане забыли трактор.

Вячеслав Андреев,
ведущий инженер телерадиопроизводства телецентра "Останкино": "Есть
трактор - нет трактора - сейчас уже докопаться до этого очень сложно.
Но мы считаем, что здание стоит на фундаменте, в который зарыт трактор".

Чтобы из дома, стоящего на шляпе, попасть в дом, построенный на
тракторе, нужно было перебегать знаменитую теперь улицу Академика
Королева.

Два здания превратились в единый останкинский
организм только тогда, когда между ними выросло вот это впечатляющее
сооружение - подземный переход. Если стоять посередине - конца и края
его не видно. На его строительстве настоял когда-то зампредседателя
гостелерадио СССР Генрих Юшкявичус. - Из соображений безопасности
останкинского движения. Теперь в шутку телевизионщики называют этот
необыкновенно длинный коридор Проспектом Юшкявичуса.

"Останкино" - это город циклопических размеров. Еще не было человека,
который бы ни разу не заблудился в его многокилометровых лабиринтах,
закоулках и тупиках.

Фразу, ставшую крылатой, актер Фарада
предложил после того, как однажды реально потерялся в телецентре и не
мог найти дорогу обратно к съемочной группе. К месту назначения его
доставил милиционер.

Леонид Якубович: "Я несколько раз здесь
заблудился - я не мог найти выход. Потому что объяснение - здесь
маленькие лифты, здесь большие лифты, а переход с 9 этажа сразу на 11-й
и т.д. В результате, как я сейчас помню, я неожиданно оказался в
транспортном коридоре и пропал там навсегда".

Леонид Якубович
тогда еще и не предполагал, что когда-нибудь будет торжественно
провозглашать "автомобиль - в студию"! И авто, минуя тот самый
транспортный коридор, послушно вырулит прямо на съемочную площадку к
изумлению зрителей.

Операторам, работавшим в "Останкино" 40 лет
назад, современная съeмочная площадка кажется настоящим "полем чудес".
Ведь когда все только начиналось, это выглядело так - камеру весом в
260 кг приходилось толкать по неровным дощатым полам. Чтобы не тряслась
картинка, видоискатель придерживали лбом.

Милан Васильевич
Терещенко, телеоператор: "Так у многих и у меня даже в удостоверении
личности фотография - здесь черная полоса - въелась резина!".

Чтобы оценить масштабы этой фабрики телевидения стоит заглянуть всего
лишь на диспетчерский пункт электроснабжения. И в этом центре
управления полетами расскажут, что в сутки "Останкино" потребляет
количество энергии, вырабатываемое всем "Днепрогэсом"!

Но, как
ни странно, самое тихое место в Москве, это тоже в "Останкино". Вот в
этой герметичной комнате-капсуле подавляются абсолютно все шумы извне.
Находиться в ней неприятно, потому что здесь не слышишь стук
собственного сердца только тогда, когда начинается проверка микрофонов.

А еще Останкино - это десятки разных цехов, где хранят декорации, сотни
тысяч костюмов и реквизит. Все, что накопилось за 40 лет. Многое, как
вот эта советская аппаратная, уже не используется. Но разобрать жалко.
Как никак теперь - это часть истории.

 

 

Первый канал.