Удел
продюсера

Почему-то
принято считать, что главная задача тележурналиста - делать интересные
программы. И при этом абсолютно не принято считать, во сколько обходится данная
программа компании. Если на федеральных каналах с приличным бюджетом это хоть
как-то допустимо, то на региональных станциях, живущих на мизерные деньги,
нельзя не думать о бюджете каждой программы.

 

Обучая
журналистов и операторов в нашем центре, я замечаю, что мало кто из них знает,
что телевизионный сюжет - это продукт, который должен быть продан, упакован и в
конечном итоге выгоден компании. Истории о рвущемся в бой журналисте, которому
злой дядя-директор не дает снимать сюжеты про интересных людей по причине отдаленности
их места жительства, я слышу на каждом шагу.

И
действительно, с позиции директора дальняя командировка за минутным сюжетом
крайне невыгодна. Хотя кто мешает тому же директору подумать, что можно снять
еще в этой командировке или как пристроить интересный сюжет, чтобы окупить
затраты? Но, увы, не всегда и директор-то умеет хорошо считать! Мы этому учим в
нашем центре. И здесь у меня есть две радости и два огорчения.

Лучше
меньше, да лучше

Радость
первая. На курсы продюсеров к нам приезжают умные образованные ребята из разных
городов: Сургута, Ставрополя, Ижевска, Барнаула... Они еще не умеют считать, но
понимают, что это необходимо. Радует высокий уровень образования будущих
продюсеров регионального телевидения.

Вторая
радость - что эти люди уже понимают: создание телевизионного проекта есть
некоторая цепочка, технология, а не только интересная тема. В этом убеждает
десятилетний опыт нашей школы. Очень многие сетевые партнеры дают регионам
прайм-тайм. И сегодня, прежде чем занять свои полчаса-час эфира, на
региональных телекомпаниях долго думают, что и как поставить. То есть в отличие
от телевидения десятилетней давности сегодня не вываливают в эфир сразу все,
что есть. Появилась определенная пауза обдумывания.

Деньги
+ идеи = любовь народа + свобода

Есть
у меня и два огорчения. Первое состоит в том, что региональные телекомпании за
редким исключением убыточны. И убыточны именно потому, что они не умеют
продавать создаваемый продукт! Например, утренний телеканал считается убыточным
по определению. Хотя опыт успешных компаний это опровергает. Так, ТВК-6 из
Красноярска почему-то получает прибыль на утреннем канале, продавая чуть ли не
каждую минуту. И при этом программы интересны зрителям! Получается замкнутая
цепочка: программы интересные - туда идут рекламодатели, а значит деньги, а раз
идут деньги - программы делаются еще интереснее. Этот круг иногда заколдованный
- туда трудно проникнуть. Но если деньги туда пришли, система начинает работать
самостоятельно.

Почему
так важно зарабатывать деньги и быть окупаемым? Потому, что в нашем
телевизионном мире это означает свободу слова. Если телекомпания сама
зарабатывает деньги, только тогда она может реально работать на зрителя.
Сегодня умение считать деньги и делать качественный товар для многих
телекомпаний - это вопрос жизни и смерти. К тому же умение считать помогает
иногда открывать совершенно неожиданные истины. Например, понять, насколько
дорого обходится, например, один сюжет в новостях и как недорого можно сделать
ток-шоу, если записывать сразу по три программы.

Есть
еще одно огорчение. Это - повторяемость идей. Проекты, которые обсуждают на
наших курсах продюсеры из разных городов, порой похожи как близнецы-братья. Это
очень странно, потому что специфика регионального телевидения как раз и состоит
в том, чтобы работать именно на свою аудиторию, использовать интересы именно
своих зрителей. Это имеет непосредственное отношение к продажам: хорошо
продается только востребованный продукт.

Будучи
в Америке, я поразилась их умению просчитывать все до доли цента! Если в
супермаркете вечерами в субботу начинают возникать очереди, утренние продажи
удешевляют на 10%. Убытки? Конечно! Но подсчитали и увидели: это выгодней, чем
ставить новые кассы и обучать персонал.

Этот
же принцип: и людям удобно, и себе выгодно, - является основополагающим и для
телевизионного продюсера любого уровня и региона. Только нельзя перетаскивать
на телеэкраны Сургута и Барнаула кальки с центральных каналов.

Некоторые
пытаются оправдывать отсутствие свежих идей нехваткой денег на развитие. А
почему бы не поискать эти средства? Например, дневной эфир - большая проблема
для регионалов, так как они реально не знают, кто их в это время смотрит.
Социологические исследования стоят дорого. Поэтому пять человек утреннего
канала сидят и выдумывают, что бы такого им поставить? А зачем!? Достаточно
обзвонить сотню-другую зрителей и расспросить их о том, что они смотрят днем.
Тем и интересна работа продюсера на региональном телевидении, что имея порой со
всех сторон "нет", ты должен выкрутиться и создать продукт. И
прибыльная идея здесь не менее важна, нежели строгая смета.

Копилка
идей

Один
из проектов на курсе продюсеров в нашей школе назывался "Реальная
экономика". По сути программа - это попытка рассказать зрителям "что,
откуда и почем" (что такое потребительская корзина, какова стоимость жизни
в городе, как отличить поддельный товар). Этот проект популярен и собирает
очень много писем с вопросами, на которые и пытаются ответить журналисты.

Прибавьте
еще хорошую ведущую и продюсера в одном лице, большое количество экспертов,
которыми могут быть и спонсоры (например, представители банков, рассказывающие
об обмене валюты). И вот уже "Реальная экономика" победила! А ведь
подобную прибыльную передачу можно сделать в любом городе...

Утренний
канал тоже может быть прибыльным. Это доказал Красноярск, представив проект
очень живой: с новостями, модой, анекдотами, короткими программами, с тремя
гостями в студии (один из которых - трудно угадываемый спонсор). "Ну
хорошо, - скажете вы, - экономика всегда рядом с деньгами, а как быть с
программами об искусстве?" Точно так же! У нас в Нижнем на ТК
"Волга" есть программа "Без антракта" Екатерины Рындык,
деньги на которую ведущая находит сама. Есть много независимых продюсеров,
которые арендуют камеру, монтажную, покупают эфир...

Можно
с уверенностью заявить, что на региональном телевидении появилось продюсерское
мышление. Но существует также и опасность, что руководство телеканала не сможет
в нужный момент отказаться от денег. А деньги можно брать не у всех! Если
телекомпания начинает во имя денег разрушать эфирную политику, показывая за
плату дни рождения детей и устраивая семейные торжества в студии, то это уже
катастрофа! Естественная реакция - канал теряет зрителя, а с ними и деньги на
производство. А нет телепродукта - нет и фабрики грез.

Кто
есть продюсер?

Конечно,
ситуация, когда журналист является еще и продюсером, не совсем правильна.
Журналист должен снимать хорошие сюжеты, но чувствовать материальную
ответственность за их качество. А продюсер - другая, тоже, кстати, очень
творческая профессия. В настоящем продюсере три составляющие: идея, деньги,
экономика. О творческом начале в этой профессии лучше всего расскажет анекдот.
Он стар как мир, но очень наглядно объясняет суть продюсерской деятельности.

Речь
в анекдоте о том, как методом "челночной дипломатии" выдать дочь
президента Франции за сибирского лесоруба. Как это возможно?! Очень просто!

Приходим
в федерацию швейцарских банков:
- Хотите, чтобы вами правил сибирский лесоруб?
- Зачем нам это надо?
- Он будет зятем президента Франции!
- Это меняет дело.

Приходим
к президенту Франции:
- Хочешь выдать замуж дочь за сибирского лесоруба?
- Зачем мне это надо?
- Он будет владеть всеми швейцарскими банками!
- Это меняет дело.

Приезжаем
на сибирский лесоповал к лесорубу:
- Хочешь жениться на дочери французского президента?
- Зачем мне это надо?
- Будешь владеть всеми швейцарскими банками.
- Это меняет дело.

Приходим
к дочери президента Франции:
- Хочешь выйти замуж за владельца всех швейцарских банков?
- Зачем мне это надо?
- Он - сибирский лесоруб!
- О, это меняет дело!!!

Поэтому,
если вам хочется сделать прибыльную программу, идите к директору и просите
прайм-тайм под хорошего спонсора. Кто же откажется от хороших денег! А дальше
идите к спонсору... Продюсер должен уметь рисковать, но за душой обязательно
надо иметь классный проект...

Нина
ЗВЕРЕВА,
руководитель Российского
центра "Практика"